Аудиовизуальный комплекс

Аудиовизуальный комплекс

Регулярное проведение реабилитационно-восстановительных мероприятий позволяет поддерживать оптимальный уровень психофизиологических резервов работников в различных сферах деятельности, повысить их работоспособность, надежность, снизить заболеваемость (В.М. Звоников, Гримак Л. П., Поспелов А. А.,2003).

В 2003 — 2004 гг. в Отраслевом научно — практическом центре психофизиологии труда ЦКБ № 1 ОАО «РЖД» было проведено экспериментальное изучение влияния аудио — визуальных программ на функциональное состояние операторов. В результате проведенных исследований разработан аудиовизуальный комплекс (АВК). АВК состоит из современной высококачественной аудиовизуальной и психодиагностической аппаратуры, рекомендованной для оснащения специализированных кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации: персонального компьютера с психодиагностической программой, технических средств воспроизведения, специально подобранных видео и аудиопрограмм в сочетании с методикой аутогенной тренировки (АТ).

Предложенные психодиагностические методики (САН, тест Люшера, определение реактивной тревожности по Спилбергеру и эмоциональной реактивности по Гримаку Л.П.) предназначены для субъективной и объективной оценки параметров текущего состояния обследуемого, а также оценки эффективности различных методов коррекции.

В базе данных АВК (библиотеке коррегирующих программ) отобраны музыкальные произведения, оказывающие психофизиологическое воздействие различного характера (Петрушин В.И., 1997). Аудио-визуальные программы (АВП) представляют собой ландшафтные картины различного сюжетно-образного содержания, определенного темпа и динамики происходящих событий, соответствующей цветовой и эмоциональной насыщенностью, гармоничным музыкальным сопровождением. По виду воздействия все АВП экспериментально разделены на мобилизующие и релаксирующие.

Методика АТ предложена в классическом виде по программе основного курса обучения в виде базовых занятий и специализированных упражнений. Все занятия и специальные упражнения АТ записаны врачом-психотерапевтом доктором медицинских наук профессором Гримаком Л. П., сопровождаются фрагментами классических музыкальных произведений (I.S.Bach,W.A.Mozart, G. Faure).

Предлагаемые методики АВК качественно отличаются от уже существующих комплексным подходом к решению поставленных задач:

  • возможностью сочетать диагностику индивидуальных психологических качеств пациентов и проведение корригирующего воздействия;
  • использованием методики аутогенной тренировки (психорегулирующей тренировки) в сочетании с высокоэффективным, визуально-образным воздействием и музыкальным сопровождением;
  • использованием комплекса воздействия на функциональное состояние операторов с учетом необходимости получения экстренного или долговременного (отсроченного) результата;
  • доступным по цене оборудованием, не требующим специального обслуживания;
  • простотой освоения и удобством применения в повседневной практике;
  • универсальностью и взаимозаменяемостью используемых технических средств и методик.

Аудиовизуальный комплекс является современным высокоэффективным средством воздействия на эмоциональное состояние человека индивидуального или коллективного применения с широким диапазоном использования.

Наиболее целесообразно применение АВК в специализированных психоневрологических стационарах, оздоровительных центрах и кабинетах психотерапевтической направленности (психофизиологической разгрузки и мобилизации — КПФРМ, психотерапии и д.р.).

Особенно по достоинству АВК могут оценить врачи-психотерапевты, регулярно проводящие психотерапевтические сеансы, обучающие своих пациентов релаксирующим методикам и аутогенной тренировке. Его применение позволяет оптимизировать деятельность специалиста, создать компьютерную базу данных о посетителях, облегчить возможность объективного контроля состояния пациентов с использованием стандартных тестовых программ, экономно использовать рабочее время и уменьшить психологическую нагрузку на врача при проведении сеансов (за счет использования стандартных программ).

Гримак Л.П., Потапов В.П., Трушников В.А.

Яндекс.Метрика